Можно ли выбрать призвание один раз и навсегда?

18.10.2024

Призвание – это понятие, которое волнует многих людей на протяжении всей жизни. Часто мы задаемся вопросами: Как понять, что это именно твоё? Можно ли выбрать призвание один раз и навсегда? Или же в процессе жизни оно будет меняться? Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно.

Призвание можно назвать внутренним обаянием к определенной деятельности, часто приносящей радость и удовлетворение. Это не просто работа или профессия, это то, чем человек хочет заниматься, что вдохновляет и мотивирует его каждый день. Призвание может проявляться в различных формах: от художественного творчества до научной деятельности и социальной работы.

Люди динамичны по своей натуре, их интересы, способности и жизненные обстоятельства могут меняться с течением времени. Например, молодой студент, выбравший карьеру в области экономики, может в какой-то момент прийти к выводу, что его на самом деле тянет в искусство или социальные науки. Порой, даже встречи с вдохновляющими людьми или события могут перевернуть понимание своего призвания. Здесь хочется отметить, что Всероссийский проект «Билет в будущее» помогает подрастающему поколению выбрать свое призвание в раннем возрасте. В рамках проекта школьники знакомятся с разными профессиями, у них еще есть время понять именно чему они хотели бы посвятить свою жизнь. Ведь не зря древний мыслитель и философ Китая – Конфуций говорил: «Выбери себе профессию по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».

Примером того, что можно выбрать свое призвание на всю жизнь является учитель начальных классов гимназии №5 города Урус-Мартан Чеченской Республики Табарак Абдулкеримовна Хамзатова, у которой в сентябре начался 47-й рабочий год.

«Педагогическая философия учителя состоит в том, чтобы отдавать и энергию, и душу детям. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, нераскрывшийся талант, вселить уверенность в свои силы. Ежедневно общаясь с детьми, находить в этом радость и удовлетворение, думать о них, сопереживать их успехам и неудачам и гордиться тем, что тебе доверили самое дорогое – главную ценность общества», – так говорит о своей профессии Табарак Хамзатова.

Эти человеческие качества, видимо, были заложены в Табарак еще с малых лет ее семьей, родителями, которые учили своих детей быть честными и справедливыми, делать добро и относиться к людям уважительно, ценить и беречь все, что создано руками человека. Родилась Табарак в Казахстане. После возвращения семьи на Кавказ, в село Урус-Мартан (ныне город Урус-Мартан), она окончила 8 классов и в 1974 году поступила учиться в Грозненское педагогическое училище – в то время одно из престижных учебных заведений республики, где профессионально велась подготовка будущих учителей начальных классов. На выбор Табарак своей будущей профессии, наверное, как рассказывает она, главную роль сыграл ее отец Абдулкерим. Он работал учителем, а вернувшись на родину, продолжил учить сельских детей такому сложному, но очень интересному предмету, как физика. Отец считал, что учитель – это самая благородная и почетная профессия.

«Урок – это самый важный момент во всем деле обучения и воспитания. Это сложное произведение и в нем важен каждый момент. Подготовка к нему и проведение требуют больших духовных и нравственных сил. И чем больше учитель тратит времени на его подготовку, тем легче проводить урок и результативнее бывает конец. С первого дня своей педагогической деятельности стараюсь придерживаться этих правил», – отмечает Табарак Хамзатова.

Осознавая, что учитель – это олицетворение всего передового и прогрессивного, она на протяжении всей трудовой деятельности ответственно относится к однажды выбранной профессии. Табарак Абдулкеримовна – не только учитель, закладывающий в сознание ребенка, что «ученье – свет», а наставник, помогающий ребенку овладеть навыками письма, чтения, педагог с отличной фундаментальной подготовкой, прекрасно владеющий общей педагогической и психологической культурой, обладающий способностью выходить за рамки традиционных методов ведения урока и воспитательного мероприятия. Вся ее работа подчинена поиску и решению педагогических задач в инновационном режиме. Она умеет побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивая при этом мышление и творческую активность. Сама, являясь носительницей истинных духовно-нравственных ценностей, Табарак Абдулкеримовна внушает и своим учащимся, что хорошо и можно, а что не принято и запрещается, осуждается в обществе. К вопросам воспитания детей она привлекает и родителей учащихся, проводит с ними беседы, советует, как правильно вкладывать в ребенка нравственные начала, как вырабатывать дисциплину, чувство ответственности за свои поступки.

Рассказывая о своей профессии, Табарак Абдулкеримовна подчеркнула, что учитель играет очень важную роль в жизни каждого человека, все люди проходят через учительские руки.

«С чем можно сравнить ту радость, когда несмелый ребенок-первоклассник, с трудом складывая буквы в слоги, читает самостоятельно первую фразу, или считает до десяти, ста?! А какая радость охватывает и ребенка, и учителя, когда получается у него первая задача или рассказанное стихотворение! Я вместе с детьми радуюсь их хорошим оценкам и огорчаюсь плохим отметкам», – говорит она.

За прошедшие годы много учеников научила Табарак Абдулкеримовна читать и писать. У нее было 14 выпусков. Если посчитать детей, которым она указала правильный жизненный путь, их будет огромное количество! Их много, которые стали достойными людьми, трудятся в различных отраслях и учреждениях района, республики и за ее пределами.

Уроки Табарак Абдулкеримовна планирует четко, ведет очень интересно, ярко и разнообразно. Наглядный материал, широкая индивидуальная работа всегда соединяются ею с творческим трудом учащихся. Удивительное педагогическое чутье, внимание и чуткость в сочетании с необходимой требовательностью помогают учителю планировать свою педагогическую деятельность. Доброжелательный тон, сдержанный такт, разрешение проблемных вопросов с помощью учащихся, использование игровых моментов в процессе обучения – все это способствует тому, что учитель добивается высокого уровня знаний и воспитанности учащихся. Обязательным моментом на уроке являются занимательные игры, что дает также свои результаты. Постепенно дети усваивают, что учение – это серьезный и необходимый, но увлекательный труд, который дается только трудолюбивому и дисциплинированному. А его результат обязательно поощряется, ставится в пример другим. При таком отношении учителя к своим воспитанникам, из них через определенные годы вырастают серьезные ученики старших классов. И, как правило, такие ученики поступают учиться в высшие учебные заведения, и из них получаются хорошие специалисты.

Педагогический труд Т.А. Хамзатовой множество раз был отмечен грамотами и дипломами, среди которых Почетная грамота «За заслуги в сфере образования и добросовестный труд» за подписью бывшего министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой, благодарность «За добросовестный труд» Министерства просвещения РФ, грамота «За профессионализм, многолетний добросовестный труд в обучении и воспитании школьников» за подписью мэра города Урус-Мартан А.А. Заурбекова, а также грамоты за подписями начальника управления образования С.А. Сатуева, мэра города Урус-Мартан Р.С. Вагапова, председателя Совета депутатов Урус-Мартановского района С.А. Асуева. В числе наград – дипломы Лауреата республиканского смотра-конкурса педагогических коллективов учреждений образований ЧР (2011 и 2012 гг.) и другие.

Представить только – 46 лет изо дня в день стояла она перед учащимися у классной доски, передавая свои знания подрастающему поколению, обучая детей постигать азы науки! Это ли не подвиг?!

«Учитель – это человек, который ведет ребенка сквозь годы детства, отрочества. Совершает каждодневный незаметный подвиг, отдает детям свои знания, вкладывает в них частичку своего сердца. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем», – говорит Табарак Абдулкеримовна.

В этой школе прошла молодость Табарак, здесь она повзрослела, у нее выросли пятеро детей, подрастают внуки и правнуки. Она сумела и своим детям помочь приобрести профессии по призванию. Анжела окончила педагогический институт, преподает английский язык, Фатима – учитель начальных классов, Анзор – окончил спортивное отделение педучилища, Асламбек – Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского, Анвар – Грозненский нефтяной институт.

Можно ли выбрать призвание один раз и навсегда? Ответ не однозначен: для одних людей это оказывается возможным, для других – нет. Главное – быть открытым к изменениям, исследовать себя и позволить себе развиваться. Познание себя и своих интересов – это постоянный процесс, и это ли не самое большое приключение в жизни? В конечном итоге, призвание – это не просто выбор, это путь к самореализации и счастью. А проект «Билет в будущее» поможет школьникам выбрать свое призвание на всю жизнь!